?

Log in

No account? Create an account
К вопросу о промышленном шпионаже в XV веке. - Журнал Витуса.
[Друзья] [Свежие записи] [Dreamwidth] [Фото] [Тексты] [Друзья Ирины] [Матерные писатели] [Сообщества] [3 круг]
June 6th, 2013
09:50 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
К вопросу о промышленном шпионаже в XV веке.
Как известно, европейское океанское мореплавание началось с замка Сагриш в Португалии и принца Энрике, который всю свою жизнь финансировал развитие этой отрасли, но до достижения Диашем мыса Бурь не дожил.

В частности, именно на его деньги в 1434 году было построено первое европейское действительно океанское судно - каравелла. До этого португальцы 20 лет плавали вдоль побережья Африки на какой-то не слишком мореходной мелочи.

Сегодня, собирая материал по Жаку Картье, случайно заглянул в "Великом часе океанов" Блона в главу про Сагриш.

Океан был огромен, а средства мореплавания примитивны. Португальцы ходили в море на барках, совсем небольших судах, грузоподъемностью не более 50 т, едва способных пристать к берегу в ветреную погоду. Для начала довольствовались и этим, но Энрике непрестанно побуждал корабельных мастеров создать что-нибудь получше.


Но некоторое время спустя случилось вот что:

Отвлеченный на некоторое время походом (неудачным) против Танжера, принц возвратился в Сагреш и ушел с головой в испытание совершенно нового типа судна, которое его корабельные мастера только что построили. Это была каравелла.
Еще и теперь задаем мы себе вопрос, вдохновлял ли мастеров их собственный талант или к ним попали рисунки китайских джонок, на основе которых они работали. Подводная часть каравелл напоминала тело водоплавающей птицы. Эти корабли были быстроходны и маневренны, с большой остойчивостью. Они могли плыть почти рядом, лавировать, не сбиваться с курса и хорошо выдерживали удары волн о корму.


Интересно, насколько хорошо работала разведка в португальском Ордене Христа, преемнике тамплиеров на португальской территории, великим магистром которого был Энрике? Могли ли уже в этот момент попасть к нему данные о только что завершившейся последней экспедиции Чжан Хэ?

Уж больно совпадение по времени точное. Не успевает завершиться последнее крупное китайское плавание, а в Европе тут же начинают строить корабли, корпуса которых - клоны китайских океанских кораблей. Парусное вооружение, правда, другое. Ну не растет в Португалии бамбук, не из чего циновки плести, приходится из парусины шить.

This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/869438.html. Please comment there using OpenID. Now there are comment count unavailable comments

Tags: ,

(53 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:partizan
Date:June 6th, 2013 06:38 pm (UTC)
(Link)
Вы всерьез полагаете, что португальцы крали технологии у китайцев?
[User Picture]
From:vitus_wagner
Date:June 6th, 2013 06:49 pm (UTC)
(Link)
Вообще-то это несомненный исторический факт. Крали, Крали технологию производства шёлка, включая грену тутового шелкопряда, крали семена чайного куста (причем в сохранившемся тексте задания агенту написано "семена черных и зеленых чаев", Тогда еще не знали что с одного и того же куста можно в зависимости от способа обработки получить и черный и зеленый.

Фарфор вот украсть не смогли, его слишком хорошо охраняли. Переоткрывать пришлось.
Поэтому фарфор в Европе стали делать только в XVIII веке.

Вопрос в том, входили ли в список краденных технологий судостроительные.


[User Picture]
From:partizan
Date:June 6th, 2013 06:51 pm (UTC)
(Link)
В чайный куст верю, а в остальное, простите, нет. Я ревизионист, и тысячелетние технологии дикарей с моей точки зрения нонсенс.
[User Picture]
From:alec_v
Date:June 6th, 2013 07:33 pm (UTC)
(Link)
Фарфор в Европе появился с 1400 года, довольно быстро сделали дешовый клон - фаянс, а в 1709 таки склонировали твердый фарфор. С ним долго не везло, потому что месторождений каолина и китайского камня (кварц+слюда) в Европе не много.
[User Picture]
From:kiploks
Date:June 6th, 2013 08:46 pm (UTC)
(Link)
Насколько я помню, китайский и европейский фарфоры настолько отличаются микроструктурой, что их следовало бы относить к разным видам керамики.
[User Picture]
From:bulgurkhan
Date:June 6th, 2013 06:39 pm (UTC)
(Link)
Каравеллы с килем и прямыми парусами являются клонами плоскодонных джонок с косыми парусами?
[User Picture]
From:vitus_wagner
Date:June 6th, 2013 06:49 pm (UTC)
(Link)
Ну не все джонки были плоскоднными.

Вот реплика китайского океанского корабля эпохи Мин:

[User Picture]
From:arthin
Date:June 6th, 2013 07:31 pm (UTC)
(Link)
+1. Каравелла - килевой корабль со штормованием носом на волну под бизанью. Прямых аналогов в своем времени не имеет и явный потомок средиземноморской школы.
[User Picture]
From:aleksei_borisov
Date:June 6th, 2013 07:12 pm (UTC)
(Link)
Брокгауз и Эфрон упоминают некий казус с Аристотелем:
"… хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте с шелком познакомились незадолго до Р. Хр."

Так что есть подозрение, что шёлк из китая импортировали по той же причине, по которой сейчас импортируют айфоны.
Биороботы люди там хорошие, трудолюбивые.
[User Picture]
From:nasse
Date:June 6th, 2013 07:17 pm (UTC)
(Link)
Насколько хороши были китайцы в море?
[User Picture]
From:arthin
Date:June 6th, 2013 07:33 pm (UTC)
(Link)
Истории сие неизвестно, так как после взлета Чжэн Хэ они это извели почище чем Никсон Сатурн-5. Маршруты показывают, что умели ходить скорее вдоль берегов.
[User Picture]
From:anonym_mouse
Date:June 6th, 2013 07:55 pm (UTC)
(Link)
Интересный вы народ, конспирологи. Крашены в два цвета.
Одни говорят, что у китайцев с изобретениями просто волна пошла как только европейские иезуиты стали селиться в стране.
Вы - наоборот, что иезуиты крали у китайцев.

Простому человеку никогда не разобраться. Вы там подеритесь между собой, решите кто больше и страшнее, а потом уж нам историю переписывайте. Интересно, отчего конспирологам простой ответ 'сами изобрели' всегда кажется самым замысловатым и невозможным?
[User Picture]
From:bulgurkhan
Date:June 6th, 2013 08:07 pm (UTC)
(Link)
Китайские изобретения дали огромный толчок развитию Европу ,т.к. жители Поднебесной со своей въедливостью добились огромных успехов в деле обработки различных материалов.
А вот насчет "сами изобрели" есть прекрасный пример отсутствия колеса в доколумбовой Америке.
[User Picture]
From:a_konst
Date:June 7th, 2013 07:30 am (UTC)
(Link)
Как пример с колесом может что-то сказать о том, могли ли португальцы в 15 веке сами изобрести океанский корабль с килем и прямыми парусами? (которого, кстати, и в Китае-то не было)
From:sergey_koroteev
Date:June 7th, 2013 10:13 am (UTC)
(Link)
>А вот насчет "сами изобрели" есть прекрасный пример отсутствия колеса в доколумбовой Америке.

Это плохой пример, потому что колесо в доколумбовой Америке известно было: известны фигурки (детские или ритуальные) на колесах. Вот цитата, например: "Кстати, Стирлинг сделал и ещё одно открытие — он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колёсиках. Эта невинная, на первый взгляд, находка на самом деле явилась сенсацией — ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется. Впрочем, вскоре оказалось, что и индейцы майя, южные современники древних ольмеков, тоже делали игрушки на колесиках, но колесо в своей хозяйственной практике не применяли."
My Website Powered by LiveJournal.com