Виктор "Витус" Вагнер (vitus_wagner) wrote,
Виктор "Витус" Вагнер
vitus_wagner

Category:

Lunar gateway

Вот, честно говоря не понимаю, зачем планировать огромные деньги на создание окололунной орбитальной станции.

Понятно, зачем фон Браун использовал в проекте Аполлон разделение на орбитальный, посадочный и взлетный модуль. У него каждый литр топлива на счету был, и поскольку на Луне астронавты находились считанные часы, тащить вниз, а потом обратно вверх относилельно комфортабельный бытовой отсек "Аполлона" было явно невыгодно.

Но если речь идет о долговременной миссии, то по-моему обитаемые отсеки надо размещать исключительно на поверхности Луны. Потому что там есть гравитация. Хиленькая, в 6 раз меньше, чем на Земле, но всё же гравитация. Кофе не будет стремиться убежать из чашки и носиться шариком по всему обитаемому объему, спать можно будет не на потолке и вообще весь быт кардинально упростится.

Оставлять на орбите имеет смысл только тот груз, который потом везти обратно на Землю. То есть над идеей припарковать на орбите межорбитальнй корабль Земля-Луна подумать стоит. Цена вопроса - 1400 метров в секунду. То есть по уравнению Циолковского полтора килограмм топлива на килограмм полезного груза.

Правда на фоне общей ΔV этого корабля - 11.2+2.4+2.4 = 16км/c эти дололнительные полтора не факт, что окупают те ограничения, которые получатся от необходимости держать корабль на орбите, т.е. для отлета на Землю дождаться пока он пройдет над базой на поверхности Луны.

Но даже если мы и сочтенм парковать межпланетный корабль на орбите - делом полезным, обитаемая станция там не нужна. Либо сам корабль пусть крутится, системами связи и стыковки он все равно должен обладать, либо можно беспилотный причал минимальной массы держать.

А как только мы начинаем вырабатывать топливо на поверхности Луны, посадить туда корабль для дозаправки становится явно более выгодным, чем держать специальный танкер, которым топливо поднимают с Луны на орбиту.

Даже снабжение мобильных отрядов (которые в проекте "Артемис" не предусмотрены) имеет смысл осуществлять со склада на поверхности. Поскольку суборбитальный перелет явно займет меньше времени чем ожидание прохода орбитального склада над нужной точкой. А уж возвращать доставочный аппарат явно по суборбитальной траектории явно дешевле. Так что топливо, потраченное не ивходную посадку этого аппарата на Луну окупится за два-три рейса. (а вдеь он на Луну полезный груз привезет при первой посадке).

This entry was originally posted at https://vitus-wagner.dreamwidth.org/2174743.html. Please comment there using OpenID. Now there are comment count unavailable comments
Tags: космос
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author